Составные части шины
Основная часть шины покрышки, а точнее покрышка – это часть шин, которая состоит из резины и корда и берет на себя основные тяговые и тормозные усилия, а также обеспечивает гладкое соприкосновение колеса и дорожного покрытия. Иногда понятия шины покрышки отожествляют, и, описывая строение шины, говорят о строении покрышки.
Как уже было отмечено выше, автошины изготавливают из корда. Корд – это прорезиненный слой ткани, который состоит из жестких нитей основы и редких нитей утка, что позволяет этому материалу быть очень прочным и одновременно гибким. Нити корда могут быть хлопковыми, вискозными либо капроновыми. В последнее время набирает популярности сочетание корда и металла, когда часть нитей корда выполнена из стали, благодаря чему материал получается еще более прочным и крепким.
Покрышка состоит из протектора, каркаса, брекера, боковины и борта.
Каркас является основной силовой частью шины. Именно он воспринимает давление воздуха и обеспечивает прочность шины. Каркас выполняют из одного или нескольких слоев корда. Число слоев может колебаться от одного до шестнадцати в зависимости от того, какие нагрузки должна выдерживать шина. Так, для легкового авто достаточно одного или нескольких слоев, а для сельскохозяйственной техники оптимальное количество должно быть выше десяти.
Протектор – это широкий слой прочной резины, который соприкасается с дорожной поверхностью при движении машины. На поверхности протектора нанесен рельефный рисунок, который формируется из выступов и ямок. Как следует из наименования этой части автошины, протектор обеспечивает защиту каркаса от повреждений. От протектора также зависит уровень шума при движении, надежность резины и сцепление колеса с дорожной поверхностью. По типу рисунка протектора выделяют универсальные, летние и зимние шины, а также резину повышенной проходимости. Помимо рисунка, зимние шины изготавливаются из более мягкой резины, а значит, протектор такой резины хоть и более гибкий, но быстрее изнашивается.
Между беговой дорожкой и боковиной шины в протекторе расположена плечевая зона, которая усиливает боковую жесткость шины.
Брекер – это часть покрышки, которая располагается между протектором и каркасом. Обычно брекер выполнен из нескольких слоев корда и обеспечивает сцепление каркаса и протектора, которое может нарушиться из-за действия внешних и центробежных сил. Благодаря брекеру также уменьшается вероятность механического повреждения шины. Нити корда в брекере касаются нитей каркаса и расположены диагонально независимо от модели шины. В шинах радиального типа брекер более жесткий, так как именно от него зависит прочность и надежность колеса. Диагональные шины имеют менее жесткий брекер.
Для крепления и герметизации на ободе колеса присутствует борт. Это самая жесткая часть шины. Ее основой является кольцо из стальной прорезиненной проволоки и наполнительный шнур. Кольцо обеспечивает прочность и жесткость конструкции, а наполнительный шнур – эластичность и гибкость. С внешней стороны борта находится бортовая лента, которая состоит из резины и ткани или корда и защищает борт от износа при движении и монтаже.
Боковинами называют части покрышки, которые располагаются между бортом и плечевой зоной. Боковины – это тонкий слой резины (чаще всего пластичной и гибкой), которая защищает каркас с боковой стороны. На боковины наносят маркировку шин – информацию о производителе, предельных нагрузках и скоростях, классе и типе резины.
Помимо покрышки шины могут содержать камеру – кольцевую трубку с вентилем. Такие шины называют камерными, однако сейчас они утратили актуальность и используются все реже.
|